Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 12:04
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья "Орлёнка"
  • Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
  • МБОУ ДО "ЦДЮТ"
  • МБОУ "Чистенская школа-гимназия"
  • Форма входа
    Разное

    Страничка логопеда Дудаковой Г.И.

                                     
    Учитель-логопед Дудакова Гульнара Ибрагимовна.
                             Общий стаж - 35 лет
                     Педагогический стаж - 32 года
                     Логопедический стаж - 30 лет

       

                                                                        Причины речевых нарушений

           У детей дошкольного возраста речь является  ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.
           Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают у детей. Например: дефекты произношения звуков "Л" и "Р", ускоренный темп речи и др. Наиболее часто 
    страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для "срыва" речи в 1-2 года, в 3 года и в 6-7 лет.
           Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения: дислалия, стигматизм, ротацизм, заикание.
    Причины их различны: соматическая ослабленность, замедленное психофизическое развитие, неблагоприятная речевая среда, невнимание к речевому развитию детей,
    двуязычие в семье и пр.

                                                   Краткая характеристика речевых нарушений

           1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода, наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 
    4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по
    резус-фактору и др.
           2.  Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга, вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным
    кровоизлияниям. 
           3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка, в зависимости от времени воздействия локализации повреждения мозга, возникают речевые дефекты различного типа.
    Особенно пагубными для развития речи являются частые кишечно-инфекционные заболевания.
           4. Травмы черепа, сотрясения мозга.
           5. Наследственные факторы.
           6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой
    сферы и дефициту в развитии речи.

                                                                           

                               Роль игры в преодолении речевых нарушений у детей
           В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Знания и умения их использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей - это и есть задача логопеда, т.к. дети с дефектами речи зачастую замкнуты, депрессивны и раздражительны. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Игра - это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, способствующая гармоничному развитию. Работа логопеда просто нуждается в использовании игровых приемов, которые необходимо широко применять, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. На логопедических занятиях, направленных на коррекцию и развитие речи, предусматриваются задание на развитие функций языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте.
           Все это, благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета, сказки и игры. По мере того, как разворачиваются действия, по сюжету дети, играя, постигают понятия "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, сказок и стихов.
           При этом можно использовать:
     - игры на развитие мелкой моторики;
     - имитационные игры;
     - развивающие игры;
     - игры для формирования правильного звукопроизношения;
     - формирование словаря;
     - потешки, чистоговорки, считалки и т.д.
    Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать "что такое хорошо и что такое плохо". Вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного. Обязтальное условие - передача положительных эмоций. Важно, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.
           Главное, о чем нужно помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым!

     

     

    Рекомендации по формированию у детей знаний о слогах и словах, о предложениях и текстах

    Важно, чтобы ребёнок научился разделять слова на слоги.

    Расскажите ребенку, что в слове столько же слогов, сколько гласных звуков. Чтобы определить, сколько слогов в слове, можно воспользоваться «правилом подбородка». Поставьте ладонь чуть ниже подбородка и произнесите слово. Сколько раз подбородок коснётся ладони, столько слогов в слове.

    Чтобы научить ребёнка определять, на какой слог падает ударение, расскажите ему о приёме «Позови!». Когда мы зовём кого-либо или что-либо (а в сказочном мире любой неживой предмет может быть живым), то выделяем ударный слог: «Ма-а-а-ама!», «Ча-а-а-айник!», «Парово-о-оз!».

    Ребёнку будет интересно расставлять ударение в детских стихах и сказках (это можно сделать простым карандашом, чтобы не портить книгу). Только давайте ребёнку для работы небольшую часть текста: две строчки стиха или строчку из сказки.

    Ребёнка можно научить составлять схемы слов, где прямоугольники обозначают слоги, а ударение указывает на ударный слог.

    Вы можете нарисовать несколько схем слов и попросить ребёнка найти подходящую к выбранному слову.

    Также можно составлять схемы слов, где количество квадратиков соответствует количеству звуков, а цвет определяет особенности звуков слова: красный – гласный звук, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный.

    Когда ваш ребенок уже способен прочесть небольшие рассказы и тексты, не гонитесь за скорочтением. Учите его читать пусть медленно, но вдумчиво, понимая, что он читает. Обязательно спрашивайте ребенка, что он прочитал, о чем был рассказ.

    Тексты, которые читает ребенок, должны быть короткими и набраны крупным шрифтом. Нежелательно, чтобы в тексте встречались сложные слова, переносы, запятые или тем более двоеточия и тире.

    Дети быстро усваивают, что предложения отделяются друг от друга точкой, вопросительным и восклицательным знаками, а первая буква в предложении – заглавная.

    Поэтому, как правило, посчитать предложения в тексте для них не составляет труда. А вот посчитать, сколько слов, иногда бывает сложно, особенно на слух, когда предлоги «сливаются» с более длинными словами: «Кошка залезла на дерево». Обращайте внимание ребенка на эти «маленькие слова» и учитывайте их при подсчёте.

     

    Рекомендации по развитию у детей фонематического слуха и произношения

     

    • В норме уже к 5 годам ребенок должен выговаривать все звуки речи. Если ваш ребенок в 6 лет не выговаривает хотя бы один звук, ему необходима профессиональная логопедическая помощь.

    • Из-за того, что в настоящее время остро увеличилось число детей с логопедическими нарушениями, статистические нормы «сдвигаются». Так, вам могут сказать, что многие дети в этом возрасте имеют похожие проблемы и нужно подождать, пока малыш их перерастет. Но это «нормально» только с позиций сухой статистики. А с точки зрения здоровья вашего ребенка такую ситуацию никак нельзя назвать нормальной.

    • Во время занятий с логопедом интересуйтесь у специалиста, как вам заниматься дома, на что обращать внимание, чтобы поправить ситуацию. Заметный прогресс появится лишь при ежедневной коррекции, которая возможна только дома, в общении с вами.

    • Произношение звуков ребенком во многом зависит от того, насколько правильно произносят слова его близкие взрослые. Не заменяйте слова на «детские» аналоги («бибика» вместо «машина»). Если вы склонны говорить очень быстро, замедляйте темп речи при разговоре с малышом. Произносите сложные слова («мотоциклист», «фотографировать» и др.) медленнее, выделяя в них каждый звук.

    • Даже если ваш ребенок не имеет логопедических проблем, вы можете развить его речь, способствуя улучшению артикуляции и фонематического слуха.

    • Учите ребенка определять первый и последний звуки в слове, наличие звука в слове («Хлопни в ладоши, если в слове есть звук «к»: колесо, заколка, мячик, стол» и т.п.), называть слова, начинающиеся с определённого звука (буквы).

    • Следите за тем, чтобы речь ребенка была внятной. Часто дети недоговаривают окончания, «проглатывают» предлоги.

    Даже если вы поняли, что хотел сказать ребенок, притворитесь, что не поняли, настаивайте на том, чтобы произнёс фразу внятно и красиво.

    • Проговаривайте с ребенком скороговорки: сначала медленно, постепенно увеличивая темп. Пойте песенки, разучивайте потешки, считалки, стихи. Учите его подбирать рифмы, сочинять несложные рифмовки. Всё это разовьёт чувство ритма и впоследствии проявится в плавности и красоте речи.

     

    Рекомендации по формированию грамматического строя речи

     

    • Грамотная речь детей формируется в первую очередь благодаря грамотным ответам на вопросы взрослых. Учите ребенка давать полные ответы. Например, на вопрос «Как тебя зовут?» можно ответить кратко: «Миша», а можно полно «Меня зовут Миша».

    • Доброжелательно исправляйте ошибки ребенка. Дети только начинают учиться грамотно строить свои высказывания.

    Зачастую взрослым приходится помногу раз исправлять их, пока ребенок не усвоит какую-то грамматическую форму (например, что нужно говорить «уши», а не «ухи»).

    Делайте ребенку замечания спокойно, чтобы у него не оставалось ощущения, что его осуждают за ошибку.

    • Зачастую дошкольникам сложно дается словоизменение (когда необходимо изменить слово по родам, числам, падежам) и словообразование (когда нужно от одного слова образовать другое).

    Поправляйте ребенка, когда он говорит, например, «медведиха» вместо «медведица», «коровёнок» вместо «телёнок» и т.п.

    • Учите ребенка образовывать множественное число. Обращайте внимание на то, что некоторые слова не меняются во множественном числе (пальто, какао, пианино, кофе, метро, какаду, чернила, ножницы). Дети не всегда правильно называют во множественном числе детенышей зверей: «козлёнки» вместо «козлята» и т.п. Иногда у детей вызывает трудности согласование со словом «пара»: «пара варежков» вместо «пара варежек», «пара брюков» вместо «пара брюк» и т.д.

    • Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал слова в предложении. Например, он может сказать «Дай твоя игрушка» вместо «дай твою игрушку»; «Два кота бежат по дворе» вместо «Два кота бегут по двору» и т.п.

    Особое внимание обратите на такую распространённую ошибку: «Ваня и Костя идёт в цирк» вместо «Ваня и Костя идут в цирк» и т.п.

     

     

    Поиск
    Календарь
    Сегодня в меню
    Детское радио

    ДОУ «Орленок» с. Чистенькое;